Главная
Воскресенье, 18 Декабрь 2022 13:11

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Преподобного Саввы Освященного.

18 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, православные верующие чтут память преподобного Саввы Освященного, игумена Муталаскского. Преподобного Савву почитают в Русской Православной церкви как истинного праведника-чудотворца, причисленного к лику святых за великие заслуги пред Господом.

Божественную литургию в монастыре в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Саввы Освященного, совершил иерей Сергий Постнов в сослужении иерея Вадима Козлова. 

На Божественной литургии была провозглашена заупокойная ектения с поминовением протоиерея Александра Пестрякова, который отошел ко Господу 17 декабря. Некоторое время батюшка Александр служил в нашем монастыре, оставив по себе добрую память. 

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 27-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

ЖИТИЕ САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

Святой Савва, озаривший палестинскую пустыню своим житием, родился в селе Муталаска, в Каппадокии, в 439 году в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником и был вынужден уехать по делам службы в Александрию. Он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Но уже в восьмилетнем возрасте Савва, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, ушел в расположенный неподалеку Флавианский монастырь и стал там послушником. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.

Преподобный Савва Освященный иконаНесмотря на все старания семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в монастырском саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и дал обет за всю жизнь не вкусить более яблок.

В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

И после возвращения родителей и их уговоров вернуться в мир, последовать профессии отца и жениться, Савва снова отказался покинуть монастырь, а в 17 лет принял монашеский постриг. Святой так преуспел в посте и молитвах, что уже в юном возрасте был удостоен дара чудотворений.

После десяти лет, проведенных в этом монастыре, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей.

Под началом святого Феоктиста, Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем». При этом Савва был известен как неутомимый работник: он помогал братьям в самых тяжелых работах, рубил дрова и носил воду.

По смерти святого Феоктиста в 469 году, а Савве было в то время 30 лет, настоятель дал ему разрешение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там Савва проводил пять дней в непрестанной молитве, без всякой пищи и занимая руки плетением пальмовых корзин: каждый воскресный вечер он нес с собой пальмовые ветви с целью делать десять корзин в день. А к субботе возвращался в монастырь для участия в литургиях и совместной трапезе, принося полсотни готовых корзин, чтобы братия могла их продать для нужд монастыря.

Преподобный Евфимий имел обыкновение брать с собой Савву с отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры, и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве несколько лет, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждого приходящего к нему послушника святой обучал всем премудростям пустыннического жития. Весьма многие из подвижников, живших в других лаврах, и одиночных, узнав о вновь организующейся общине, пожелали вручить себя духовному руководству столь опытного, как святой Савва, игумена.

С 484 г. к Савве Освященному начали отовсюду стекаться подвижники; в числе первых братьев новой обители монах Кирилл указывает: Иоанна, Фирмина, Иакова, Севериана и Юлиана Кирта, основавших впоследствии свои собственные монастыри. Савва Освященный, как и святой Евфимий, каждому из приходивших к нему подвижников давал место, в котором находилась небольшая келия и пещера. Число келиотов скоро дошло до 70: это был лик ангелов, народ подвижнический, град людей благочестивых, новые семьдесят апостолов. Во всем они следовали своему начальнику, путеводителю и пастырю - Савве Освященному. Он, как имеющий ясное понятие обо всех, каждого из них научал и увещевал мужественно стоять против хитростей диавола, нимало не ослабевать против него и не предаваться унынию в случай бесплодной на первых порах борьбы с плотью.

По молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Богослужение в небольшой молельне лавры святого Саввы совершалось сперва приходившими пресвитерами, так как ее основатель, имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположения в пресвитера, или вообще быть посвященным в служители церкви. Св. Савва неоднократно повторял, что желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей.

Пока число подвижников, искавших духовного руководства Саввы Освященного, было не велико, он не отказывал никому из желавших жить в его лавре, принимал всех приходивших к нему. Но когда состав последних стал чрезвычайно разнообразным и, наряду с пустынниками, стали являться к Савве Освященному и мирские люди, желавшие отречься от мира, то есть такие, которым было необходимо прежде, чем стать келиотами, прилежно изучать строгий монашеский устав, то для них была устроена киновия к северу от лавры. Цель, смысл и значение жизни киновитов определены Св. Саввою в таких словах: как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую.

Кроме киновий для новоначальных, Савва Освященный устраивал общежития и для тех из подвижников, которые, вследствие слабости и преклонных лет, не могли сами для себя доставать скудное пропитание и нуждались в заботах других; в эти киновии молодые подвижники не допускались. Такое назначение имела Кастеллийская киновия, лежавшая к северо-востоку от лавры в расстоянии двадцати стадий от нее на возвышенности Мерт.

Монахи жили в большой бедности относительно телесных потреб, но богатели духовными дарами. Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Также множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение. Несмотря на смиренный отказ преподобного, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.
Материальное положение лавры заметно изменилось, когда мать Св. Саввы, распродав имение умершего своего мужа, отдала деньги Святому Савве, а сама отреклась от всего мирского. Тогда святой Савва купил в Иерихоне странноприимный дом (гостиницу для паломников) с небольшими садами, построил и в самой лавре ксенодохию, а также совершил весьма многие другие дела.

Кирилл Скифопольский говорит, что Савва Освященный, при содействии Христа и по вдохновению Святого Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней много славных монастырей. Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню.

Замечательно, что сам Савва Освященный смотрел на себя, как на продолжателя дела своих великих предшественников - святых Евфимия и Феоктиста и, продолжая их заботы о возможно лучшем устройстве монашеской жизни, поддерживал благосостояние основанных ими древних монастырей.

Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы. Святой мирно преставился к Богу в 532 году, незадолго до этого назначив себе преемников, в возрасте девяноста четырех лет. Тело преподобного было положено в его лавре при огромном стечении монахов и мирян.

«Но не умер сей святой, а спит», писал Кирилл монах в ближайшее время к году смерти палестинского подвижника; неукоризненная жизнь прославила и тело святого, которое осталось нетленным и источало ряд чудотворений. А монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя.

Во времена Крестовых походов нетленные мощи святого были перевезены для спасения в Венецию.

После периода разрушений монастырь был восстановлен русским правительством в 1840 году и в настоящее время его населяют монахи православной церкви. Мощи святого возвращены в ковчег в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года папой Павлом VI. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые.

В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского. (Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана). Устав преподобного Саввы регламентирует порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века.

https://hramsavva.by/
https://pravoslavie.ru/

 

 

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ПЕСТРЯКОВ

Протоиерей Александр Пестряков17 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары, на 61-м году жизни, вследствие осложнения хронических заболеваний, отошел ко Господу клирик Митрофановского храма Саратова протоиерей Александр Пестряков.

Отец Александр родился 11 сентября 1961 года в Саратове, в семье врачей. Семья была неверующей, к Богу пришел в детстве благодаря своей няне, Варваре Тимофеевне, с которой был очень близок. В 1983 году окончил Саратовский медицинский институт, работал на «скорой помощи». 6 ноября 1984 года втайне от родных принял Святое Крещение в Свято-Троицком соборе Саратова, а в 1988-м тайно от родителей, пока они были в отъезде, уехал в Москву и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил с отличием.

11 августа 1991 года был рукоположен архиепископом Саратовским и Вольским Пименом во диакона, 18 августа того же года — во иерея. Преподавал в Саратовской православной духовной семинарии. В 1997 году был назначен первым настоятелем (точнее и. о. настоятеля) первого на постсоветском пространстве армейского храма святого великомученика Димитрия Солунского, г. Саратова (ныне храм Спасо-Преображенского мужского монастыря). В октябре 1999 года при участии отца Александра было возвращено Церкви здание саратовского храма Рождества Христова (в 1974-1999 годах там размещался кожвендиспансер), и на Рождество 2000 года он совершил там первую Литургию. Служил во многих храмах Саратовской епархии: в Покровском, Серафимовском храмах, Свято-Алексиевском женском монастыре, Свято-Никольском мужском монастыре, Георгиевском храме, храме Архистратига Михаила с. Донгуз, Свято-Сергиевском храме п. Сергиевский, Свято-Духовском соборе, храме священномученика Космы Саратовского г. Саратова. Награжден набедренником, скуфией, камилавкой, наперсным крестом и палицей. Последним местом служения стал храм святителя Митрофана Воронежского г. Саратова.

https://eparhia-saratov.ru

Просмотров: 415  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 07 2024dynmod 301
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 05 2024dynmod 209
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 07 2024dynmod 311
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 18 2023dynmod 508
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 04 07 2024dynmod 304
  • 04 07 2024dynmod 302
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 04 07 2024dynmod 308
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 04 07 2024dynmod 312
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 04 05 2024dynmod 201
  • 03 18 2023dynmod 501
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 03 27 2024dynmod 808
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 05 2024dynmod 110
  • 04 05 2024dynmod 204
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 04 05 2024dynmod 205
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 04 08 2024 404
  • 04 08 2024 403
  • 04 05 2024dynmod 202
  • 04 07 2024dynmod 306
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 04 07 2024dynmod 314
  • 04 08 2024 401
  • 04 08 2024 402
  • 03 27 2024dynmod 801
  • 04 07 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 03 25 2024dynmod 813

allistshapka4

stihi-post

Скажите мне, что слаще покаянья?
Что может быть возвышенней смиренья?
Чтоб пережить душой Христа страданья
Пройду путем великопостных бдений.

Восплачу мытаревыми слезами,
Найду домой, как блудный сын, дорогу,
И память смерти пред очами станет,
И страх Суда воззвать поможет к Богу.

Я вспомню, как когда-то согрешила,
Лишившись Рая - как горька потеря!
И ныне на путь плача я вступила,
Отверзи, Боже, покаянья двери...
 


line

 

post

 

Братья и сестры!

Для тех,
кто хочет помолиться
и причаститься
на будничном
постовом богослужении,

Литургия
Преждеосвященных
Даров

будет совершаться
в 16-00 в среду,
24 апреля.

line


Чинопоследование Пассии

будет совершаться
21 апреля

на вечернем богослужении.


line

 

soborovanie


По субботам,
20, 27 апреля

после
утреннего богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность