Главная
Понедельник, 28 Сентябрь 2015 15:54

О святой великомученице Параскеве Пятнице

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со­и­мен­ных ей свя­тых же­нах.


Четыре святые Параскевы

Ес­ли мы отк­ро­ем пра­вос­лав­ный ка­лен­дарь, то уви­дим, что в свят­цах ука­за­ны че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы: пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (II век), пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (XI век), му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (I век) и ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца (III—IV ве­ка).
На­пом­ним, что в ли­ке пре­по­доб­ных прос­лав­ле­ны свя­тые мо­на­хи и мо­на­хи­ни, в ли­ке му­че­ни­ков — те, кто пре­тер­пел стра­да­ние и смерть за имя Хрис­то­во. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка­ми же на­зы­ва­ют­ся те свя­тые му­че­ни­ки, ко­то­рые, как и свя­тая Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца, ис­пы­та­ли осо­бен­но тяж­кие и про­дол­жи­тель­ные му­че­ния, про­я­вив при этом уди­ви­тель­ное му­же­ст­во и твер­дость в ве­ре. Их под­виг при­шел­ся на пер­вые ве­ка хрис­ти­а­н­ства, а это бы­ли вре­ме­на жес­то­ких го­не­ний на хрис­ти­ан им­пе­ра­то­ров-языч­ни­ков — пра­ви­те­лей Римс­кой им­пе­рии. Сре­ди ве­ли­ко­му­че­ни­ков нам из­ве­ст­ны свя­тые Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец, це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон, Фе­о­дор Стра­ти­лат, Ди­мит­рий Со­лу­нс­кий, свя­тые же­ны Вар­ва­ра, Ека­те­ри­на, Анас­та­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца и мно­гие дру­гие.
Ве­ли­ко­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву час­то пу­та­ют с ее свя­ты­ми «тез­ка­ми», да­же в цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ре фак­ты из жи­тия од­ной Па­рас­ке­вы иног­да при­пи­сы­ва­ют­ся дру­гой. По­э­то­му преж­де, чем на­чать рас­сказ о Па­рас­ке­ве Пят­ни­це, хо­те­лось бы посвятить нес­коль­ко слов и со­и­мен­ным ей свя­тым же­нам.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (26 ию­ля/8 ав­гус­та) жи­ла ве­ком рань­ше ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и так же по-апос­тольс­ки про­по­ве­до­ва­ла хрис­ти­а­н­ство языч­ни­кам. По ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на она бы­ла бро­ше­на в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но ос­та­лась нев­ре­ди­мой. Им­пе­ра­тор усом­нил­ся, действи­тель­но ли смо­ла в кот­ле расп­лав­ле­на, и не­ос­мот­ри­тель­но при­ка­зал плес­нуть в не­го жид­костью. Па­ла­чи ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние, но рас­ка­лен­ная смо­ла по­па­ла пра­ви­те­лю в гла­за, и он мгно­вен­но ос­леп. Им­пе­ра­тор стал умо­лять му­че­ни­цу об ис­це­ле­нии. По мо­лит­ве свя­той Па­рас­ке­вы к Ан­то­ни­ну вер­ну­лось зре­ние, он уве­ро­вал во Хрис­та и при­нял Кре­ще­ние (эту ис­то­рию оши­боч­но часто приписывают Па­рас­ке­ве Пят­ни­це).
Бо­лее все­го пре­по­доб­но­му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву знают и по­чи­та­ют гре­ки. Час­ти­цы ее мо­щей на­хо­дят­ся на Афо­не, в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­нас­ты­ре. В Кры­му, у се­ла То­по­лев­ка, есть Тро­и­це-Па­рас­ке­ви­е­вс­кий женс­кий мо­нас­тырь, ко­то­рый ос­но­ван имен­но в честь пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. Су­ще­ст­ву­ет мест­ное пре­да­ние, что имен­но здесь свя­тая встре­ти­ла свою кон­чи­ну, а в том мес­те, где зем­ля обаг­ри­лась ее кровью, появился це­леб­ный род­ник.
Пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва (Пет­ка) (14/27 ок­тяб­ря) осо­бо лю­би­ма в Сер­бии и Бол­га­рии. Ро­ди­лась она в бла­го­чес­ти­вой бол­га­рс­кой семье, пос­ле смер­ти ро­ди­те­лей пост­риг­лась в мо­на­ше­ст­во и уда­ли­лась в Иор­да­нс­кую до­ли­ну, где слав­но под­ви­за­лась до глу­бо­кой ста­рос­ти. Имен­но ее мо­щи, а не ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы (так оши­боч­но пи­шут в не­ко­то­рых кни­гах), по­ко­ят­ся те­перь в ста­рин­ном ру­мы­нс­ком го­ро­де Яс­сы. В Сер­бии свя­той Пет­ке пос­вя­ще­но мно­же­ст­во хра­мов.
Му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Римс­кая (20 мар­та/2 ап­ре­ля) бы­ла род­ной сест­рой Фо­ти­ны-са­ма­ря­ны­ни, с ко­то­рой бе­се­до­вал Спа­си­тель у ко­лод­ца Иа­ков­ля. Вмес­те с Фо­ти­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми она при­ня­ла му­че­ни­чес­кий ве­нец, каз­нен­ная по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Не­ро­на — жес­то­ко­го го­ни­те­ля хрис­ти­ан.
Все че­ты­ре свя­тые Па­рас­ке­вы по­нес­ли ве­ли­кие под­ви­ги и стра­да­ния за имя Хрис­то­во, и все они рав­ны в сво­ей свя­тос­ти пе­ред Бо­гом, но имен­но ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва Пят­ни­ца осо­бен­но приш­лась по серд­цу рус­ско­му на­ро­ду, имен­но ей уда­лось, по­доб­но свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю Чу­дот­вор­цу, стать поч­ти «рус­ской» свя­той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва всег­да поль­зо­ва­лась на Ру­си осо­бой лю­бовью и по­чи­та­ни­ем. Де­вуш­ки мо­ли­лись ей об удач­ном за­му­же­ст­ве, ма­те­ри — за сво­их де­тей. Во мно­гих де­рев­нях был обы­чай в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы (де­ся­тая пят­ни­ца по Пас­хе; 28 ок­тяб­ря/10 но­яб­ря) уст­ра­и­вать крест­ные хо­ды, мо­леб­ны, празд­нич­ные зас­толья. А име­нин­ниц в этот день бы­ло очень мно­го, пос­коль­ку поч­ти в каж­дой мно­го­дет­ной семье од­на из де­во­чек но­си­ла имя Прас­ковья (лас­ко­во Па­ра­шень­ка, Па­шень­ка, Па­рас­ка).
Счи­та­лось, что по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­цы сох­ра­ня­ет­ся се­мей­ное бла­го­по­лу­чие и счастье. До на­ча­ла XX ве­ка ико­ны свя­той Па­рас­ке­вы бы­ли поч­ти в каж­дом рус­ском до­ме. Кресть­я­не уби­ра­ли их лен­та­ми, цве­та­ми, вы­ши­ты­ми руш­ни­ка­ми, под­вес­ка­ми, ду­шис­ты­ми тра­ва­ми и так вы­но­си­ли на крест­ные хо­ды.
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­чи­та­лась так­же пок­ро­ви­тель­ни­цей тор­гов­ли: имен­но по пят­ни­цам уст­ра­и­ва­лись тор­ги и яр­мар­ки. На этих тор­жи­щах неп­ре­мен­но ус­та­нав­ли­ва­лась ико­на Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы.
В честь ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы на Ру­си стро­и­лись хра­мы и ча­сов­ни, ста­ви­лись до­рож­ные крес­ты с ее ико­ной, ко­то­рые так и на­зы­ва­лись «пят­ни­ца­ми». Да­же са­ми раз­вил­ки, пе­рек­ре­ст­ки до­рог то­же зва­лись «пят­ни­ца­ми». Бы­ло при­ня­то про­во­жать род­ных в даль­ний путь до «пят­ни­цы», или, на­о­бо­рот, встре­чать у «пят­ни­цы». У этих же «пят­ниц» де­ви­цы вы­ма­ли­ва­ли се­бе хо­ро­ших же­ни­хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо­тя к свя­той Па­рас­ке­ве на Ру­си боль­ше об­ра­ща­лись как к пок­ро­ви­тель­ни­це семьи и бра­ка, ее мож­но счи­тать и пок­ро­ви­тель­ни­цей девства — са­ма свя­тая пред­поч­ла стать не­вес­той Хрис­то­вой, про­жив свою жизнь в чис­то­те и це­ло­муд­рии.
В жи­тии свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­гос­ло­ва (IV век) есть сло­ва о том, что ви­де­ние этой свя­той де­вы оз­на­ча­ет при­зыв к не­по­роч­ной и це­ло­муд­рен­ной жиз­ни. Вот что рас­ска­зы­вал о сво­ей встре­че с ве­ли­ко­му­че­ни­цей из­ве­ст­ный ста­рец, схи­игу­мен Пско­во-Пе­че­рс­ко­го мо­нас­ты­ря Сав­ва (Ос­та­пен­ко) (1898–1980): «Ночью мо­лил­ся я пе­ред сво­ей чу­дот­вор­ной ико­ной Ка­за­нс­кой Бо­жи­ей Ма­те­ри. В за­бытьи (на­я­ву или в тон­ком сне — Бог весть!) яви­лась вдруг свя­тая же­на не­о­бык­но­вен­ной чис­то­ты и кра­со­ты. Кто она, я не знал. Она раск­ры­ла пе­ре­до мной всю кра­со­ту мо­на­ше­ст­ва, по­яс­ни­ла раз­ни­цу меж­ду жизнью мо­на­шес­кой и се­мей­ной. Она ска­за­ла, что мож­но спас­тись и в се­мей­ной жиз­ни, но мо­на­ше­ст­во вы­ше».
Вско­ре пос­ле это­го ви­де­ния отец Сав­ва (а тог­да он был еще прос­то Ни­ко­лай) уви­дел в хра­ме ико­ну свя­тых ве­ли­ко­му­че­ниц Вар­ва­ры, Ека­те­ри­ны и Па­рас­ке­вы. В свя­той Па­рас­ке­ве он уз­нал ту са­мую чуд­ную де­ву, ко­то­рая яви­лась ему в ви­де­нии и ука­за­ла путь к мо­на­ше­ст­ву.
Те­перь нас­та­ла по­ра рас­ска­зать о том, кто же она та­кая — свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва, по­лу­чив­шая от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния ду­шев­ных и те­лес­ных не­ду­гов, хо­да­тай­ству­ю­щая за всех, кто об­ра­ща­ет­ся к ней с теп­лой мо­лит­вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя­тая Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ды царство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ди­ок­ле­ти­а­на (ко­нец III — на­ча­ло IV ве­ков) в го­ро­де Ико­ний (сов­ре­мен­ный Ко­ний, ны­не при­над­ле­жит Тур­ции) в семье бо­га­то­го се­на­то­ра. Ее ро­ди­те­ли бы­ли тай­ны­ми хрис­ти­а­на­ми и жи­ли в стра­хе Бо­жи­ем, стро­го соб­лю­дая за­по­ве­ди Гос­под­ни, но дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись без­дет­ны­ми. Суп­ру­ги осо­бо по­чи­та­ли день крест­ных стра­да­ний Хрис­то­вых — пят­ни­цу, и про­во­ди­ли его в пос­те и мо­лит­ве, щед­ро по­да­вая ми­лос­ты­ню. За их ве­ру и тер­пе­ние Бог пос­лал им дочь, ко­то­рая ро­ди­лась имен­но в пят­ни­цу. Они так и наз­ва­ли ее Па­рас­ке­ва, что по-гре­чес­ки зна­чит «пят­ни­ца».
Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли Па­рас­ке­ву в бла­го­чес­тии и чис­то­те. Бла­гос­ло­вен­ная че­та отош­ла ко Гос­по­ду, ког­да де­вуш­ка бы­ла еще весь­ма юной. С детства Па­рас­ке­ва всем серд­цем воз­лю­би­ла Хрис­та и, дос­тиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, ста­ла под­ра­жать ве­ре и де­лам сво­их ро­ди­те­лей. Она стро­го ис­пол­ня­ла за­по­ве­ди Гос­под­ни, всег­да бла­го­го­вей­но чти­ла пят­ни­цу и при­ни­ма­ла стран­ни­ков в сво­ем до­ме. Бла­жен­ная Па­рас­ке­ва щед­ро тра­ти­ла свое зна­чи­тель­ное сос­то­я­ние, унас­ле­до­ван­ное от ро­ди­те­лей, не на ук­ра­ше­ния и рос­кош­ную жизнь, а на про­пи­та­ние и одеж­ду для бед­ных.
Де­вуш­ка от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но не об­ра­ща­ла ни­ка­ко­го вни­ма­ния на юно­шей, до­мо­гав­ших­ся ее ру­ки: она уне­вес­ти­лась Бес­сме­рт­но­му Же­ни­ху, для Ко­то­ро­го и жи­ла в чис­то­те и це­ло­муд­рии. По­доб­но рав­но­а­пос­толь­ным же­нам, Па­рас­ке­ва ре­ши­ла пос­вя­тить свою жизнь расп­ро­ст­ра­не­нию хрис­ти­а­нс­кой ве­ры сре­ди сво­их сог­раж­данязыч­ни­ков и неп­рес­тан­но ис­по­ве­до­ва­ла пе­ред на­ро­дом имя Гос­по­да Ии­су­са Хрис­та. Всем, кто при­но­сил жерт­вы язы­чес­ким бо­гам, она го­во­ри­ла:
— Ва­ши бо­ги — бес­чу­в­ствен­ные и глу­хие идо­лы!
Часть го­ро­жан, слу­шая Па­рас­ке­ву, уве­ро­ва­ла во Хрис­та, од­на­ко мно­гие с не­го­до­ва­ни­ем опол­чи­лись про­тив нее, на­па­ли на ис­по­вед­ни­цу и ра­ни­ли ее. Но Па­рас­ке­ва про­дол­жа­ла сме­ло про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и воз­ве­щать ис­тин­ный путь.
Ког­да им­пе­ра­тор Ди­ок­ле­ти­ан на­чал жес­то­кое го­не­ние на хрис­ти­ан, он по­ве­лел пра­ви­те­лю Ли­ка­о­нии Аэ­цию в подв­ла­ст­ных ему го­ро­дах прес­ле­до­ва­ни­я­ми и му­че­ни­я­ми ист­ре­бить хрис­ти­а­нс­кую ве­ру. Аэ­ций отп­ра­вил­ся в Ико­ний. Го­ро­жа­не тор­же­ст­вен­но встре­ти­ли сво­е­го пра­ви­те­ля. Они по­ве­ли его в храм — при­нес­ти жерт­ву идо­лам и воз­дать хва­лу им­пе­ра­то­рам.
Ут­ром сле­ду­ю­ще­го дня Аэ­ций вос­сел на три­бу­на­ле. Он при­ка­зал про­честь им­пе­ра­то­рс­кий указ о го­не­нии на хрис­ти­ан. Языч­ни­ки слу­ша­ли гла­ша­тая и ра­до­ст­но воск­ли­ца­ли:
— Дос­той­но по­ве­ле­ние, и пра­ве­ден суд са­мо­де­рж­ца!
Тог­да пра­ви­тель про­из­нес:
— Будь­те друзь­я­ми им­пе­ра­то­ра и вы­дай­те нам всех так на­зы­ва­е­мых хрис­ти­ан, ко­то­рые не хо­тят при­но­сить жерт­ву бо­гам.
— Свет­лей­ший пра­ви­тель,— от­ве­ти­ли ему ста­рей­ши­ны,— в на­шем го­ро­де жи­вет дочь се­на­то­ра. Эта де­вуш­ка ис­по­ве­ду­ет Рас­пя­то­го Хрис­та. Она отв­ра­ти­ла не­ма­ло лю­дей от пок­ло­не­ния на­шим бо­гам и ху­лит са­мо­де­рж­ца. Как толь­ко до нас до­шел слух о тво­ем при­ез­де в Ико­ний для ис­ко­ре­не­ния хрис­ти­а­нс­кой ве­ры, мы по­са­ди­ли ее в тем­ни­цу.
Пра­ви­тель при­ка­зал при­вес­ти де­вуш­ку. Ког­да во­и­ны ве­ли Па­рас­ке­ву к Аэ­цию, Свя­той Дух осе­нил бла­жен­ную ис­по­вед­ни­цу. Ее ли­цо ста­ло та­ким свет­лым, что лю­ди с удив­ле­ни­ем го­во­ри­ли друг дру­гу:
— Пос­мот­ри­те! Де­ви­ца не бо­ит­ся су­да гроз­но­го пра­ви­те­ля. Она не уд­ру­че­на пе­чалью, а си­я­ет от ра­дос­ти.
— Та­ков род хрис­ти­а­нс­кий: он стре­мит­ся к смер­ти боль­ше, чем к жиз­ни,— про­из­нес один из жре­цов.
Аэ­ций, пос­мот­рев на де­вуш­ку, уди­вил­ся ее кра­со­те и ска­зал ста­рей­ши­нам:
— Не кле­ве­ще­те ли вы на эту де­ви­цу? Нель­зя гу­бить та­кую сол­неч­ную кра­со­ту!
За­тем он спро­сил Па­рас­ке­ву:
— Как твое имя, де­ви­ца?
— Я хрис­ти­ан­ка, ра­ба Ис­тин­но­го Бо­га,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Со­зер­ца­ние кра­со­ты тво­е­го ли­ца скло­ня­ет ме­ня к кро­тос­ти,— про­из­нес правитель,— а ис­хо­дя­щие из тво­их уст сло­ва воз­му­ща­ют до глу­би­ны ду­ши!
— Спра­вед­ли­вый судья рад ус­лы­шать прав­ду,— воз­ра­зи­ла Па­рас­ке­ва.— Ты же, уз­нав прав­ду, разг­не­вал­ся.
— Я спро­сил твое имя и не ус­лы­шал от­ве­та, по­э­то­му и гне­ва­юсь,— лу­ка­во ска­зал Аэ­ций.
— Преж­де все­го, я наз­ва­ла свое имя в веч­ной жиз­ни — хрис­ти­ан­ка. Мое имя в жиз­ни вре­мен­ной, зем­ной — Па­рас­ке­ва. Я ро­ди­лась в пят­ни­цу. Имен­но в честь это­го дня ме­ня наз­ва­ли Па­рас­ке­вой. Мои ро­ди­те­ли всег­да с ве­ли­ким стра­хом и лю­бовью по­чи­та­ли пят­ни­цу и про­во­ди­ли ее в пос­те и мо­лит­вах.
— Как мож­но од­нов­ре­мен­но ис­пы­ты­вать страх и лю­бовь?— спро­сил пра­ви­тель.
— Пят­ни­ца — день стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да на­ше­го Иисуса Хрис­та за род че­ло­ве­чес­кий. Стра­да­ния Хрис­та вы­зы­ва­ют бла­го­го­вей­ный страх, а Его Ис­ку­пи­тель­ная Жерт­ва все­ля­ет в на­ши серд­ца лю­бовь. Хрис­тос пост­ра­дал за нас, и я ра­ди Не­го го­то­ва уме­реть,— от­ве­ти­ла Па­рас­ке­ва.
— Пе­рес­тань го­во­рить как бе­зум­ная! При­не­си жерт­ву бо­гам, и тог­да за твою кра­со­ту я возь­му те­бя в же­ны. Ты ста­нешь об­ла­да­тель­ни­цей боль­шо­го бо­га­т­ства, мно­гие бу­дут те­бя ве­ли­чать и уб­ла­жать…
— У ме­ня есть на не­бе Же­них — Хрис­тос,— от­ве­ти­ла свя­тая Па­рас­ке­ва,— и в ином му­же я не нуж­да­юсь.
— Опом­нись, Па­рас­ке­ва, и от­ка­жись от сво­е­го Хрис­та! Я не хо­чу от­да­вать те­бя па­ла­чу для му­че­ний, ибо очень це­ню твою юность и кра­со­ту!— воск­лик­нул пра­ви­тель.
— Не жа­лей вре­мен­ной кра­со­ты. Се­год­ня она цве­тет, а завт­ра увя­нет. Луч­ше по­ду­май о сво­ей ду­ше: те­бя ждут веч­ные му­че­ния!
Пос­ле этих слов пра­ви­тель разг­не­вал­ся. Он по­ве­лел ра­зод­рать на де­вуш­ке одеж­ды и бить ее сы­ры­ми во­ловь­и­ми жи­ла­ми, а ра­ны рас­ти­рать вла­ся­ни­цей. По­ка па­ла­чи ис­тя­за­ли Па­рас­ке­ву, она не про­ро­ни­ла ни од­но­го зву­ка. Взи­рая на не­бо, свя­тая сла­ви­ла Гос­по­да и про­си­ла Его по­мочь пе­ре­нес­ти му­че­ния. Вско­ре Аэ­ций, ща­дя кра­со­ту де­вуш­ки, ос­та­но­вил па­ла­чей и лас­ко­во ска­зал:
— Уве­руй, де­ви­ца, в бо­гов, и я сох­ра­ню те­бе жизнь.
Но Па­рас­ке­ва мол­ча­ла.
— Мне ли ты не от­ве­ча­ешь, злое хрис­ти­а­нс­кое от­родье?— с гне­вом воск­лик­нул пра­ви­тель.
Вмес­то от­ве­та свя­тая плю­ну­ла ему в ли­цо.
Аэ­ций страш­но рас­сви­ре­пел. Он при­ка­зал под­ве­сить Па­рас­ке­ву на стол­бе и не­щад­но стро­гать ее бо­ка же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Кровь страс­то­тер­пи­цы обиль­но обаг­ри­ла зем­лю, а те­ло бы­ло изод­ра­но до кос­тей. Один из па­ла­чей, ду­мая, что му­че­ни­ца умер­ла, ска­зал пра­ви­те­лю:
— Гос­по­дин, де­ви­ца мерт­ва. За­чем ты зас­та­вил нас так силь­но ее тер­зать?
Од­на­ко Па­рас­ке­ва бы­ла жи­ва, хо­тя ед­ва ды­ша­ла. Пра­ви­тель ре­шил, что она ско­ро ум­рет. Он при­ка­зал снять из­ра­нен­ную де­вуш­ку со стол­ба, бро­сить в тем­ни­цу и дер­жать там, не ока­зы­вая ей ни­ка­кой по­мо­щи. Свя­тую от­нес­ли в тю­рем­ную ка­ме­ру. От по­те­ри кро­ви и жес­то­ких ран она бы­ла так сла­ба, что не мог­ла да­же сто­нать и ле­жа­ла как мерт­вая.
В тем­ни­це Гос­подь не ос­та­вил Свою изб­ран­ни­цу. В пол­ночь к ней явил­ся Ан­гел. Его пле­чи и грудь бы­ли крес­то­об­раз­но пре­по­я­са­ны зо­ло­тым по­я­сом. В ру­ках он дер­жал ору­дия му­че­ний Спа­си­те­ля: крест, тер­но­вый ве­нец, копье, трость и губ­ку.
— Встань, де­ви­ца, общ­ни­ца стра­да­ний Хрис­то­вых. Я пос­лан уте­шить те­бя! Взгля­ни на крест и тер­но­вый ве­нец Нет­лен­но­го Же­ни­ха; пос­мот­ри на копье, ра­нив­шее Жи­вот­во­ря­щие Реб­ра, на трость, на­пи­сав­шую про­ще­ние гре­хов все­го ми­ра, и на губ­ку, ко­то­рая стер­ла Ада­мов грех. Встань, Па­рас­ке­ва! Хрис­тос ис­це­ля­ет те­бя!— про­из­нес Ан­гел.
Му­че­ни­ца слов­но про­бу­ди­лась ото сна. Ан­гел отер губ­кой ра­ны свя­той. И, о чу­до! Те­ло де­вуш­ки сде­ла­лось креп­ким и здо­ро­вым, а кра­со­та ее ли­ца еще бо­лее по­ра­зи­тель­ной. Па­рас­ке­ва с бла­го­го­ве­ни­ем об­ло­бы­за­ла ору­дия Хрис­то­вых стра­да­ний и прос­ла­ви­ла Бо­га. Не­бо­жи­тель ис­пол­нил по­ве­ле­ние Гос­под­не и стал не­ви­дим.
Ут­ром тю­рем­ная стра­жа уви­де­ла, что на те­ле Па­рас­ке­вы нет ран. Свя­тая бы­ла со­вер­шен­но здо­ро­ва. Она сто­я­ла и пе­ла мо­лит­вы. Страж­ни­ки ис­пу­га­лись, отп­ра­ви­лись к пра­ви­те­лю и из­вес­ти­ли его о чу­де. Аэ­ций при­ка­зал не­мед­лен­но при­вес­ти Па­рас­ке­ву. Уви­дев де­вуш­ку здо­ро­вой, нев­ре­ди­мой и не­о­бы­чай­но кра­си­вой, он с удив­ле­ни­ем воск­лик­нул:
— Как тер­пе­ли­вы на­ши бо­ги! Они сми­лос­ти­ви­лись над тво­ей юностью и кра­со­той, Па­рас­ке­ва, и ис­це­ли­ли те­бя!
— По­ка­жи, Аэ­ций, бо­гов, спас­ших ме­ня от смер­ти,— поп­ро­си­ла му­че­ни­ца.
— Иди в храм и уви­дишь на­ших бо­гов,— от­ве­тил пра­ви­тель.
Свя­тая вош­ла в язы­чес­кий храм. За ней пос­ле­до­ва­ли жре­цы и боль­шая тол­па лю­дей. В хра­ме бы­ло мно­же­ст­во эллин­ских ста­туй. Все ду­ма­ли, что Па­рас­ке­ва хо­чет пок­ло­нить­ся бо­гам и при­нес­ти им жерт­ву. Но свя­тая об­ра­ти­лась с го­ря­чей мо­лит­вой к Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. При­кос­нув­шись к ста­туе Апол­ло­на, она про­из­нес­ла:
— Име­нем Ии­су­са Хрис­та по­ве­ле­ваю те­бе, льс­ти­во­му Апол­ло­ну, и всем на­хо­дя­щим­ся в этом хра­ме су­ет­ным бо­гам: пусть ва­ши ста­туи упа­дут на зем­лю и ра­зобь­ют­ся вдре­без­ги!
По сло­ву свя­той про­и­зош­ло силь­ное зем­лет­ря­се­ние. Все идо­лы упа­ли и рас­сы­па­лись в прах. Лю­ди вы­бе­жа­ли из хра­ма. Мно­гие, ви­дев­шие это чу­до, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и ста­ли воск­ли­цать:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий!
Не­чес­ти­вые жре­цы пош­ли к пра­ви­те­лю и пла­ча ска­за­ли ему:
— О пра­ви­тель! Мы го­во­ри­ли те­бе — каз­ни эту кол­дунью: она оболь­ща­ет го­ро­жан. Но ты не пос­лу­шал нас, и те­перь Па­рас­ке­ва сво­им ча­ро­дей­ством раз­ру­ши­ла все ста­туи в хра­ме! Убей эту вол­шеб­ни­цу!
Аэ­ций по­ве­лел сно­ва при­вес­ти Па­рас­ке­ву и с гне­вом на­чал доп­ра­ши­вать ее:
— Ска­жи мне, ка­ким волх­во­ва­ни­ем ты сок­ру­ши­ла на­ших бо­гов?
— Я низ­ве­рг­ла тво­их бо­гов не волх­во­ва­ни­ем, а име­нем Гос­по­да мо­е­го Ии­су­са Хрис­та. В хра­ме я об­ра­ти­лась к Не­му с мо­лит­вой: «Явись, Спа­си­тель, да­ро­вав­ший мне жизнь». И мой Гос­подь явил­ся, а твои бо­ги, лишь толь­ко уви­де­ли Его, зат­ре­пе­та­ли, упа­ли на зем­лю и рас­сы­па­лись. Ви­дишь, ва­ши бо­ги не мо­гут по­мочь да­же се­бе — как же они по­мо­гут дру­гим?
Что мог воз­ра­зить на этот до­вод Па­рас­ке­вы жес­то­кий язы­чес­кий пра­ви­тель? Вмес­то от­ве­та он при­ка­зал сно­ва по­ве­сить де­вуш­ку на стол­бе и жечь ее реб­ра го­ря­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми. Опа­ля­е­мая ог­нем, свя­тая об­ра­ти­ла свой взор к не­бу и ста­ла мо­лить­ся:
— Гос­подь и Бог мой, Соз­да­тель и Про­мыс­ли­тель вся­ко­го тво­ре­ния! Ты дал прох­ла­ду трем ва­ви­ло­нс­ким от­ро­кам в ог­нен­ной пе­чи и опа­лил хал­де­ев, Ты спас от ог­ня пер­во­му­че­ни­цу Фек­лу. Ны­не про­шу Те­бя, Гос­по­ди, да сни­зой­дет на ме­ня, не­дос­той­ную, Твоя ве­ли­кая си­ла и из­ба­вит от без­за­кон­ных рук му­чи­те­лей, ибо не­чес­ти­вые му­жи сжи­га­ют мое те­ло.
По мо­лит­ве свя­той язы­ки пла­ме­ни по­вер­ну­лись к му­чи­те­лям — огонь стал очень силь­ным и опа­лил па­ла­чей. Часть го­ро­жан ис­пу­га­лась и бро­си­лась бе­жать. Но мно­гие из тех, кто ви­дел чу­де­са Па­рас­ке­вы, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и воск­ли­ца­ли:
— Ве­лик Бог хрис­ти­а­нс­кий! Мы ве­ру­ем те­перь в это­го Бо­га!
Аэ­ций бо­ял­ся, как бы на не­го не вос­стал весь го­род, и при­ка­зал не­мед­лен­но усечь ме­чем го­ло­ву Па­рас­ке­вы.
Ког­да свя­тую при­ве­ли на мес­то каз­ни, ве­ли­ко­му­че­ни­ца по­вер­ну­лась ли­цом к вос­то­ку и об­ра­ти­лась к Бо­гу:
— Гос­по­ди, прос­лав­ляю мно­гох­валь­ное имя Твое! Ты, Гос­по­ди, не ос­та­вил ме­ня и дал мне, сла­бой, си­лы про­ти­вос­то­ять вра­гу. По­мя­ни ме­ня в этот час и бла­гос­ло­ви уме­реть за Те­бя. По­мо­ги всем лю­дям, пок­ло­ня­ю­щим­ся Тво­е­му крест­но­му под­ви­гу и стро­го пос­тя­щим­ся в день Тво­их стра­да­ний. По­мо­ги так­же при­зы­ва­ю­щим в по­мощь мое имя, из­бавь их ото всех бед и скор­бей и от­пус­ти им гре­хи, ибо Ты не хо­чешь смер­ти греш­ни­ка, но же­ла­ешь всем прий­ти к поз­на­нию ис­ти­ны и спас­тись. Ты Бог наш, и Те­бе по­до­ба­ет сла­ва во ве­ки. Аминь.
С не­ба из свет­ло­го об­ла­ка пос­лы­шал­ся Го­лос:
— Дер­зай, Па­рас­ке­ва! Я ис­пол­ню все, о чем ты про­сишь. Мно­гие име­нем тво­им спа­сут­ся от бед и скор­бей. Я ста­ну по­мо­гать всем, кто бу­дет бла­го­го­вей­но вспо­ми­нать твое му­че­ни­че­ст­во. У Мо­е­го От­ца те­бя ожи­да­ет оби­тель с муд­ры­ми де­ва­ми. Чер­тог Царства Не­бес­но­го при­го­тов­лен, рай отк­рыт для те­бя!
Страс­то­тер­пи­ца прос­ла­ви­ла Бо­га и ра­до­ст­но прек­ло­ни­ла го­ло­ву под меч. Ког­да па­лач от­сек го­ло­ву свя­той, воз­дух на­пол­нил­ся не­о­бык­но­вен­ным бла­го­у­ха­ни­ем, и Го­лос с не­ба воз­вес­тил:
— Ра­дуй­те­ся, пра­вед­ни­ки, ибо увен­ча­лась му­че­ни­ца Хрис­то­ва Па­рас­ке­ва!
Так за­вер­ши­лось мно­го­ст­ра­даль­ное жи­тие слав­ной Па­рас­ке­вы. Прек­рас­ней­шая не­вес­та Хрис­то­ва отош­ла к сво­е­му Не­бес­но­му Же­ни­ху.
Вско­ре не ста­ло и му­чи­те­ля пра­вед­ни­цы. На сле­ду­ю­щий день ут­ром пра­ви­тель Аэ­ций отп­ра­вил­ся на охо­ту. Вне­зап­но его конь взбе­сил­ся, встал на ды­бы и сбро­сил се­до­ка в за­рос­ли. Аэ­ций раз­бил­ся нас­мерть и так злос­ча­ст­но ис­пус­тил свою ока­ян­ную ду­шу.
Доб­ро­по­бед­ную му­че­ни­цу Па­рас­ке­ву хрис­ти­а­не с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­ни­ли в ее до­мо­вом хра­ме. На мес­те ее пог­ре­бе­ния сра­зу же на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Мно­гие, кто при­хо­дил и ис­це­лял­ся, уве­ро­ва­ли во Хрис­та и при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Впос­ле­д­ствии мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­цы бы­ли роз­да­ны по мно­гим мо­нас­ты­рям и хра­мам, преж­де все­го тем, что на Святой Горе Афо­н.
Час­ти­цы ее свя­тых мо­щей хра­нят­ся и в Рос­сии: в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре, а также в мос­ко­вс­ком хра­ме Воск­ре­се­ния Гос­под­ня в Со­коль­ни­ках в лар­це, до­став­лен­ном с Афо­на в XIX ве­ке, и в дру­гих ме­с­тах. В Ка­за­ни (Чу­ваш­ская епар­хия) в хра­ме Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы есть ра­ка с ча­с­ти­цей мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­ра­ске­вы.

Просмотров: 7900  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 03 25 2024dynmod 801
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 03 13 2022dynmod 502
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 03 25 2024dynmod 880
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 18 2023dynmod 508
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 01 19 2024dynmod 507
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 01 19 2024dynmod 515
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 03 24 2024dynmod 503
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 03 17 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 18 03 2024dynmod 502
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 03 25 2024dynmod 803
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 03 25 2024dynmod 818
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 03 18 2023dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 502
  • 01 19 2024dynmod 506
  • 03 17 2024dynmod 310
  • 03 25 2024dynmod 819
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 813

allistshapka4

stihi-post

Скажите мне, что слаще покаянья?
Что может быть возвышенней смиренья?
Чтоб пережить душой Христа страданья
Пройду путем великопостных бдений.

Восплачу мытаревыми слезами,
Найду домой, как блудный сын, дорогу,
И память смерти пред очами станет,
И страх Суда воззвать поможет к Богу.

Я вспомню, как когда-то согрешила,
Лишившись Рая - как горька потеря!
И ныне на путь плача я вступила,
Отверзи, Боже, покаянья двери...
 


line

 

post

 

Братья и сестры!

31 марта,
7, 14 и 21 апреля
на вечернем богослужении
будет совершаться

Чинопоследование Пассии

line

 

soborovanie


По субботам,
6, 13, 20, 27 апреля

после
утреннего богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность